Вопрос-ответ

Вопрос:
Здравствуйте...у меня вопрос...есть ли лимит выдачи наличной суммы подрядчику за выполненные работы и приобретение строй материалов...заранее спасибо...
Задал: Элия 05.04.2012 15:40

Ответ:
Здравствуйте! В соответствии с Указаниями Банка России от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Вопрос:
1) Казенным учреждением приобретен объект основного средства в декабре 2011г.
Объект принят к учету, присвоен инвентарный номер, амортизационная группа и т.д. С января 2012г. в общеустановленном порядке начисляется амортизация.
В марте 2012г. собственником изъят объект основного средства и передан унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Прошу указать корреспонденцию счетов:
- по переданному имуществу у казенного учреждения;
- по полученному на праве хозяйственного ведения имущества у унитарного предприятия.

2) Казенным учреждением приобретен объект основного средства в декабре 2011г.
Объект принят к учету, присвоен инвентарный номер, амортизационная группа и т.д. С января 2012г. в общеустановленном порядке начисляется амортизация.
В марте 2012г. собственником изъят объект основного средства и передан унитарному предприятию в счет увеличения уставного фонда.

Прошу указать корреспонденцию счетов:
- по переданному имуществу у казенного учреждения;
- по полученному имуществу в счет увеличения уставного фонда у унитарного предприятия.
Задал: Наталья 23.04.2012 12:41

Ответ:
Добрый день! В ответ на ваши вопросы сообщаем следующее: Корреспонденция счетов по полученному на праве хозяйственного ведения имуществу у унитарного предприятия: Сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе унитарного предприятия (п. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда. Поэтому при возникновении соответствующих вопросов руководствуются Письмами Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все остальные, носят рекомендательный характер, а позиция, изложенная в них, не является бесспорной. В частности, согласно рекомендациям, изложенным в упомянутых Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается следующими бухгалтерскими записями (составляются на стоимость полученного имущества): Дебет 08, Кредит 75-1; Дебет 01, Кредит 08; Дебет 75-1, Кредит 84. Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов. В п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, указаны и основные средства, полученные организацией на праве хозяйственного ведения (абз. 3 п. 21 Методических указаний). Согласно Инструкции по применению Плана счетов унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу". Однако третья бухгалтерская запись весьма неочевидна, так как Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции счетов для отражения полученных основных средств сверх уставного фонда. Традиционно запись Дебет 75, Кредит 84 производят при покрытии полученного убытка за счет средств учредителей. Кроме того, предложенная запись в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, формирует такое сальдо по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", которое поставит под сомнение достоверность отчетности, так как оно не будет отражать реального финансового состояния унитарного предприятия как коммерческой организации. Следовательно, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1, Кредит 84), поскольку она не отражает экономического содержания проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала). Для справки. Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания. В то же время, учитывая, что хозяйственное ведение - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества, передача собственником основных средств сверх уставного фонда унитарного предприятия фактически является пополнением внеоборотных средств коммерческого предприятия, выраженным в передаче имущественного права (права хозяйственного ведения имуществом) на эти основные средства. Собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 295 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона N 161-ФЗ). Таким образом, получение права хозяйственного ведения на имущество, переданное унитарному предприятию сверх уставного капитала (в рассматриваемом случае - основные средства), в отличие от прав на имущество, переданное в уставный фонд, или прав на имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности, фактически является для этого предприятия получением безвозмездной государственной (муниципальной) помощи. Из всех действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции лишь Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 "Доходы будущих периодов", а для определенного вида помощи применяются четыре его субсчета. В соответствии с п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положениями Инструкции по применению Плана счетов для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда, предлагается использовать дополнительный субсчет 98-5 "Имущество сверх уставного фонда", а для учета стоимости именно основных средств - субсчет второго порядка 98-5-1 "Основные средства". Таким образом, получение основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать следующими бухгалтерскими записями (составляются на стоимость каждого основного средства, указанную в передаточном акте): Дебет 08, Кредит 75-1; Дебет 01, Кредит 08; Дебет 75-1, Кредит 98-5-1. В дальнейшем в течение срока полезного использования этих основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" (п. 9 ПБУ 13/2000). Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции счетов следует закрепить в учетной политике. Корреспонденция счетов по полученному имуществу в счет увеличения уставного фонда у унитарного предприятия: Все виды расчетов унитарных предприятий с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления отражаются на счете 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75-1 "Расчеты по выделенному имуществу" (Инструкция по применению Плана счетов). Таким образом, при получении объектов имущества в хозяйственное ведение в счет увеличения уставного фонда в учете унитарного предприятия производятся бухгалтерские записи: - по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" в корреспонденции с кредитом счета 80 "Уставный капитал" - в соответствии с учредительными документами на стоимость подлежащих передаче в хозяйственное ведение (оперативное управление) основных средств; по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" - на стоимость полученных основных средств. Данный вывод можно сделать из Письма Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Корреспонденцию счетов по переданному имуществу у казенного учреждения Выбытие основных средств в бухгалтерском (бюджетном) учете государственного (муниципального) учреждения отражается (п. 51 Инструкции N 157н): - в случае принятия решения о списании объекта основных средств по основанию его выбытия помимо воли учреждения - хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов, частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию), ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; - по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления; - при передаче объекта в порядке, предусмотренном законодательством РФ, другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию; - в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ. Бухгалтерские проводки по списанию (выбытию) объектов основных средств приведены в п. 10 Инструкции N 162н и п. п. 10 - 13 Инструкции N 174н. Приведены ниже. Содержание операции Дебет Кредит Инструкция N 162н Безвозмездная передача объектов основных средств либо их передача в доверительное управление: - в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) 0 304 04 310 0 101 11 410 - 0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410 - 0 101 38 410 - в рамках движения между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям) 0 401 20 241 - в рамках движения между учреждениями бюджетов разных уровней 0 401 20 242, 0 401 20 251 - наднациональным организациям и правительствам иностранных государств 0 401 20 252 - международным организациям 0 401 20 253 Обратите внимание! Операции по поступлению, выбытию (списанию), безвозмездной передаче объектов основных средств отражаются государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском (бюджетном) учете на основании первичных учетных документов, формы и порядок оформления которых утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н. Списание основных средств при вложении объектов основных средств в уставной капитал организации - Списание основных средств в части их остаточной стоимости: Дебет счета 0 20402 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10100 000 "Основные средства" (0 10101 410, 0 10102 410, 0 10103 410, 0 10104 410, 0 10105 410, 0 10106 410, 0 10107 410, 0 10108 410, 0 10109 410). - Списание основных средств в части начисленной амортизации: Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10400 000 "Амортизация" (0 10401 410, 0 10402 410, 0 10403 410, 0 10404 410, 0 10405 410, 0 10406 410, 0 10407 410) Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10100 000 "Основные средства" (0 10101 410, 0 10102 410, 0 10103 410, 0 10104 410, 0 10105 410, 0 10106 410, 0 10107 410, 0 10108 410, 0 10109 410).